Что же такое дизайн? Нам кажется, что мы знаем об этом понятии абсолютно все, как облупленное. Однако, спросите любого, хотябы элементарно, откуда произошло вообще само понятие «дизайн» - не ответит практически никто! Поэтому, я предлагаю вам прямо сейчас прочесть эту статью и тем самым еще чуточку повысить свою инфобазу. Ведь знаний много не бывает!
Само слово «дизайн» произошло от англоязычного «design», что в переводе означает «проектировать», «чертить», «задумать», «проект», «план», «рисунок» — одним словом, у этого термина до чертиков много смысловых переводов! Появился он в XVI веке и поначалу имел лишь одно единственное значение.
Не многие знают, но дизайн на самом деле является сокращенной версией оригинального термина – «промышленный дизайн». Он был утверждён решением первой генеральной ассамблеи International Council of Societies of Industrial Design – Международного совета организаций промышленного дизайна еще в середине прошлого века, а именно в 1959 году. Появившееся от него сокращение – «дизайн» – поначалу использовали исключительно в профессиональной среде, но потом оно вышло и к нам в свет, распространившись на столько, что сегодня мы, напротив, не знаем полной версии термина.
Также когда-то существовало итальянское выражение «disegno intero», означавшее рождённую у художника идею, ниспосланную ему самим Богом! Разумеется, речь идет о новом произведении искусства.
Еще имеется в истории версия толкования этого термина, которую предлагает Оксфордский словарь 1588 года: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».
И это еще не все! Вообще, все определения термина «дизайн», существовавшие когда-либо, привести просто невозможно хотябы из-за их количества и разнообразия. Об этом еще писал дизайнер и теоретик дизайна, живописец, педагог, руководитель Ульмской школы дизайна, президент ИКСИД Томас Мальдонадо (1922-2018 гг):
«Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир…»
Сам же он дал дизайну следующее собственное определение:
«Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством».
Напоследок приведу вам еще пару вариантов толкования этого не имеющего берегов понятий термина и пойдем дальше.
Герберт Александер Саймон (1916 -2001 гг), американский учёный, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона, член Национальной академии наук США и Американской академии искусств и наук, утверждал:
«Инженеры-конструкторы — не единственные представители профессиональных дизайнеров. Дизайном занимается каждый, кто разрабатывает варианты действий, направленные на изменение существующих ситуаций в предпочтительные».
Никита Васильевич Воронов (1924-2002 гг), советский и российский искусствовед, кандидат исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, член Союза художников, Союза дизайнеров, член Комиссии по Государственным премиям России по отделению дизайна, определил дизайн следующими словами:
«Дизайн — это органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат».
Что же касается понятия «дизайнер», то, как известно, таковым считается художник-конструктор. Он занимается художественно-технической деятельностью в выбранной им отрасли. Это может быть архитектура, иллюстрация, рекламная графика, веб-дизайн и еще великое множество других варинатов.
Сегодня мы знаем множество посвященных дизайну журналов, но первым из таковых, а именно употребивших само слово это в своем названии являлся вышедший в 1849 г. в Англии «Journal of Design». Он был основан государственным деятелем, художником-проектировщиком сэром Генри Коулом.
К слову, представим вашему вниманию строки одного из первых номеров этого издания:
«Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово „дизайн“ для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обеих сторон». Ричард Редгрейв, редактор».
И наконец, в сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну заседатели принимают уже окончательное определение, которым мы все руководствуемся и по сей день: «Под термином „дизайн“ понимается творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя».
Такими темпами, уже к середине XX века в профессиональном лексиконе работников сферы индустриального производства откуда не возьмись появилось понятие «индустриальный дизайн», чем подчеркивали связь имеемого ввиду дизайна именно с промышленностью, а заодно и закреплялось подтверждение его многозадачности.
Ближе к концу того же века определение проектно-художественной деятельности в производственной сфере стали называть куда проще — «дизайн».
Сегодня же это понятие достигло максимума возможной для него широты. Оно и естественно: много сфер нашей сегодняшней жизни вы можете привести в пример, чтобы в ее деятельности не требовался качественный дизайн?
Что же является объектом проведения дизайнерской работы?
• Образ — обычно, рождается в воображении дизайнера. Иными словами, это идеал самой зародившейся идеи, то, как она должна выглядеть без каких-либо недостатков и изъянов. Конечно же, никогда не отражает в полной мере конечный результат, поскольку создать идеал просто невозможно;
• Функция — все те задачи, для которых данный дизайнерский проект разрабатывается, роль, которую он будет играть, его задача, будь то эстетическая, работа или какой-то еще замысел, о котором знает лишь сам дизайнер;
• Морфология — то, как будет выглядеть дизайнерское изделие, его формы, строение, то, как они подходят для выполняемых им функций, материал, способы изготовления и так далее по списку;
• Технологическая форма — таже морфология, только воплощенная в явь, в промышленное производство задуманной идеи, в ее как таковое рождение;
• Эстетическая ценность — вся суть дизайнерского проекта заключается в его эстетике, для чего он создан, о чем он говорит, какой скрытый смысл он несет, и, наконец, насколько соответствующе задумке он воспринимается – все это части одного, завершающего и самого главного аспекта дизайнерской работы!

Статистика просмотров страницы:
- за последний год (Июль 2024 - Июнь 2025) - 37;